Ремонт мультизональных систем систем
Мультизональные системы, или VRF-системы – централизованный комплекс взаимосвязанных блоков, работа которых направлена на кондиционирование воздуха одновременно в нескольких помещениях одного здания. Конечно же, эксплуатация любого механизма не обходится без поломок. В данном случае, из-за сложной конфигурации ремонт VRF систем кондиционирования воздуха должен выполняться только квалифицированными специалистами.
Причины поломок VRF-систем
Мультизональные системы кондиционирования – многоуровневый сложный механизм, поэтому ее проектирование и монтаж стоит доверять лишь квалифицированным профессионалам. Ошибки, допущенные в расчетах или в процессе монтажа, приводят к поломкам, сбоям в работе системы автоматики, утечкам фреона и дальнейшему выходу из строя работоспособного оборудования
Основными причинами могут являться:
- Некачественные стыки фреоновых магистралей;
- Неправильная сварка фреоновых трасс;
- Не корректные настройки автоматики системы;
- Превышение допустимых: расстояний, высот и нагрузок на контур;
- Скачки питающего напряжения
Так как мультизональная система включает в себя сложную автоматику системы управления, то и здесь имеет место риск поломки. Неисправности в работе электрики и автоматики – еще одна причина отсутствия должного охлаждения или работы системы кондиционирования воздуха.
Сервисные специалисты компании Стандарт Климат производят диагностику и ремонт мультизональной системы кондиционирования воздуха в административных, общественных, бытовых, производственных зданиях, а так же в медицинских учреждениях, отелях и гостиницах, частных домах и квартирах, объектах общепита, торговых и офисных центрах и прочих объектах недвижимости.
Диагностика и комплексный ремонт VRF-систем различных типов:
- Мульти-сплит система до 8 внутренних блоков
- Мультизональная сплит-система свыше 8 внутренних блоков
- 2х и 3х трубные мультизональные-сплит системы
Проводя диагностику наши специалисты устанавливают взаимосвязи, выясняют источники проблемы, из-за которых случилась поломка. Это позволяет нам не просто устранить последствия, но и предотвратить подобное в дальнейшем.
Неисправности, возникшие в электрической части системы кондиционирования VRFVRV
Ту или иную неисправность, которая возникла в процессе эксплуатации, в современных системах VRFVRV, можно определить по наличию кодов ошибок на дистанционном пульте (в не зависимости проводной он или беспроводной). В некоторых VRFVRV не всегда на пульт управления внутренним блоком выводятся код ошибки который возник в наружном блоке, выводится только информация о неисправности возникшей в наружном блоке. Например код ошибки который означает: «НЕИСПРАВНОСТЬ НАРУЖНОГО БЛОКА», поэтому в наружных блоках существует ряд светодиодов, как правило имеющих два цвета: зеленые и красные, и уже по их комбинации свечения или моргания устанавливается истинная причина неисправности которая привела к отказу наружного блока VRFVRV системы.
При проведении сервисно-технического обслуживания, как правило, проверяются все основные параметры работы и индикации. При выявлении ошибок выполняется детальная диагностика в соответствии с логической цепочкой для конкретного вида неисправности. Ошибки, которые возникли и непосредственно связаны с особенностями местной электрической сети, как правило, устраняются путем выключения и включения электропитания (с соблюдением короткого интервала времени перед включением). Ошибки, которые не снимаются таким путем, являются активными и требуют устранения самой причины, которая привела к их появлению.
Основной составляющей при проведении обслуживания электрической части VRFVRV является проверка качества электрической сети, а именно проверка напряжения, частоты, наличия всех фаз электропитания, а так же правильности их чередования, после чего производится проверка рабочих токов электродвигателей вентиляторов и компрессоров. Новые VRFVRV имеют в своем составе в основном один или несколько инверторных и спиральных неинверторных компрессоров, и в зависимости от нагрузки и особенностей работы микроконтроллером определяется их цикличность работы. В большинстве случаев инверторный компрессор является ведущим в блоке, он первый запускается и с помощью его регулируется производительность системы, поэтому при его неисправности работа неинверторных компрессоров, как правило, невозможна, и наружный блок VRFVRV системы блокирован в целом. Инверторный компрессор является наиболее сложным и важным узлом VRFVRV системы, поэтому проверка его основных параметров является неотъемлемой частью при проведении ТО. При возникновении сбоев в его работе необходимо проверять не только сопротивления обмоток его импульсного электродвигателя, частоту и рабочий ток, но и саму плату инвертора, состояние работоспособности которой осуществляется с помощью анализатора инвертора.
Современные VRFVRV системы кондиционирования оборудованы множеством датчиков, задача которых состоит не только в контроле и измерении текущих рабочих параметров, они так же отвечают за защитные функции оборудования в целом. Если при проведении обслуживании было установлено, что во время эксплуатации, периодически случаются сбои по причине срабатывания того или иного датчика, то причиной не всегда может являться нарушение какого либо параметра, часто случается что причиной остановки VRFVRV системы может быть неисправность самого датчика. Для контроля и защиты используются в основном датчики двух типов – температурные и датчики давления, есть еще токовые (токовые рамки или катушки), которые предотвращают работу электродвигателей вентиляторов или компрессоров когда значение потребляемого тока электродвигателем превышает предельное значение установленное заводом производителем для этого узла. Превышение рабочих токов электродвигателей вентиляторов и компрессоров происходит тогда когда заклинивает вал вентилятора или ротора компрессора, а так же при перегреве обмоток статора электродвигателя.
Исправность датчиков температуры характеризуется температурной характеристикой сопротивления - для каждого датчика температуры существует таблица зависимости его сопротивления от текущей температуры. При отклонении значений сопротивления датчика от его заводских параметров говорит о его неисправности или некорректной работе.
Для контроля и измерения значений давлений всасывания и нагнетания в VRFVRV системах используются два вида датчиков давления – механические и электронные, не редко дублирующие друг друга. Для установления исправности датчиков давления проверяются рабочие значения давления всасывания и нагнетания в холодильном контуре, при номинальных значениях давлений оба механические датчики должны быть замкнутыми, а электронные должны выдавать напряжение в пределах 1.5 – 3.0 В в пределах определенного времени с момента включения компрессора (значения напряжения выдаваемого электронным датчиком могут отличаться в зависимости от типа используемого электронного датчика давления в VRFVRV системе).
К достаточно распространенным сбоям в работе VRFVRV систем относятся и проблемы с печатными платами как внутренних так и наружных блоков, причем
Неисправности возникшие в холодильном контуре системы кондиционирования VRFVRV.
Определение и диагностика состояния работы производится по замерам рабочих давлений всасывания и нагнетания, а так же разнице температур на входе и выходе испарителей внутренних блоков и конденсатора внешнего блока. Часто мелкие неисправности в холодильном контуре влекут за собой другие - более серьезные поломки, а иногда и целый комплекс поломок из разных источников одной системы VRFVRV. Этими источниками могут блоки распределители, рефнеты, брейнч провайдеры и т.п., которые, как правило, находится в тяжело доступных местах, поэтому периодическое сервисно-техническое обслуживание данного рода оборудования позволяет периодически следить за их состоянием.
Наиболее распространенной проблемой всех VRFVRV систем является утечка хладагента, и это связано не всегда с качеством оборудования, а в первую очередь с качеством выполнения монтажных работ. Из-за разветвленного контура фреонопроводов и множества паек и стыков, существует большая вероятность появлению микроутечек фреона уже в процессе эксплуатации, когда происходят температурные перепады в местах соединения труб и рефнетов. Часто эти места тяжело обнаружить из-за их местонахождения в запотолочном пространстве, а установить что система кондиционирования VRFVRV не дозаправлена на первых этапах тяжело, так как инверторный компрессор попросту не будет раскручиваться на полную мощность, ввиду недостаточности хладагента, который определяется микроконтроллером по средствам расхода и электронного взвешивания. Датчики низкого давления не сработают из-за работы инверторного компрессора на малой частоте, соответственно никаких ошибок на пульте управления не будет, это отобразится и на замерах давлений, которые на первый взгляд покажутся в норме. Соответственно внешний блок VRFVRV системы будет продолжать работать в «тихом» режиме, внутренние блоки со временем будут все хуже и хуже греть и охлаждать, и это будет происходить до тех пор, пока количество хладагента в системе не опустится до критического минимума, когда начнут срабатывать датчики низкого давления. Поэтому при малейших ухудшениях работы внутренних блоков в любом из режимов работы следует обратится в квалифицированный сервисный центр, так как уже было сказано выше этот процесс может длится несколько месяцев до полного улетучивания фреона из контура холодоснабжения и момента срабатывания аварии.
После устранения утечек в VRFVRV системах, необходимо в первую очередь провести испытание всего фреонового контура на герметичность путем закачивания в систему инертного газа, например азота под высоким давлением. Это делается в основном для определения мест других возможных утечек, которые в обязательном порядке будут выявляться даже при незначительном падении давления азота в системе. Убедившись в том, что вся система герметична, необходимо удалить азот и провести процедуру вакуумирования через оба сервисных клапана жидкостного и газового трубопровода, предварительно проверив, что они полностью открыты. Ели холодильный контур был разгерметезирован продолжительное время, то в него мог попасть воздух и влага, поэтому процесс вакуумирования должен длится больше обычного, во избежание остатков в системе неконденсирующихся газов (воздуха) и влаги. Даже не значительное количество влаги в хладагенте, при ее замерзании, может привести к образованию микроскопических частиц льда, которые закупорят соленоидные и электронные клапаны ТРВ, а так же наличие влаги в системе приводит к повышению кислотности масла, которая разрушает изоляцию обмотки стартера компрессоров. После описанной выше процедуры испытания системы на герметичность и вакуумирования холодильного контура необходимо провести заправку системы VRFVRV хладагентом. Количество фреона определяется методом расчета, который осуществляется путем определения объема системы фреонопроводов, в зависимости от их длин и диаметров, плюс заводское количество фреона в типоразмере внешнего блока VRFVRV системы. В завершение производится тестирование VRFVRV системы и проверка всех рабочих параметров на соответствие заводским характеристикам.
Неисправности возникшие в системе отвода конденсата от внутренних блоков системы кондиционирования VRFVRV.
В основном проблемы с отводом конденсата возникают либо сразу же после монтажа внутренних блоков VRFVRV систем, либо после продолжительной эксплуатации составляющей несколько лет. В первом случае имеет место нарушение монтажа и прокладки дренажной системы, например, отсутствует необходимый уклон 1см. на каждый метр длинны дренажного трубопровода, заужен диаметр, отсутствует гидрозатвор, если используется дренажный насос – высота подъема слишком завышена и т.д. Проблемы с дренажем, возникшие после продолжительной эксплуатации VRFVRV систем часто кроются в полном засорении центральных дренажных трубопроводов, к которым подключены все дренажы внутренних блоков. Часто случается так, что при засорении в конечной точке центрального дренажного трубопровода, внутренние блоки начинают перекачивать отводимую воду друг в друга, до тех пор, пока с самого нижнего не начнет течь вода, причем иногда персонал это удивляет тем что этот блок вовсе был выключен.