Гарантия на кондиционер
Гарантия – это право и обязанность. С одной стороны, обязанность отвечать перед покупателем в соответствии с Законом о защите прав потребителей или в соответствии с требованиями поставщика. С другой стороны, право использовать дополнительный аргумент в борьбе за клиента.
Обязанности, налагаемые Законом, относительно известны. Относительно, поскольку такие понятия, как “срок службы” и “существенный недостаток”, упоминаемые в Законе, имеют неоднозначное толкование.
Гарантийные обязательства, которые могут взять на себя производитель или продавец дополнительно, обычно отличаются только более длительным сроком. Здесь следует отметить обязательства типа “сервис бесплатно”, которые принципиально отличаются от гарантии.
Гарантия, в отличие от сервиса, подразумевает при необходимости демонтаж-монтаж оборудования и его транспортировку до места ремонта. Кроме того, гарантия при определенных условиях предполагает полную замену неисправного оборудования.
Подход компании-изготовителя к гарантийному обслуживанию кондиционеров в России:
Изготовитель объявляет особые гарантийные обязательства, которые поддерживаются инсталляторами по взаимной договоренности.
Чрезвычайно важным вопросом является срок гарантии. В последнее время практически на все кондиционеры можно получить гарантию 3 года. Мы не рассматриваем здесь варианты с безусловной гарантией в 5-10 лет, которая построена по аналогии с известной легендой про ишака. Можно с уверенностью сказать, что срок в три года выбран не исходя из статистических данных по отказам, а просто исходя из рыночной ситуации.
Гарантийные условия не предполагают какого-либо обслуживания кондиционера в течение всего гарантийного срока. И если кондиционер в спальне, возможно, способен проработать три года даже без примитивной чистки фильтров, то кондиционер бытовой серии, установленный в офисе или ресторане, может не пережить этот срок. Так, например, наш опыт обслуживания кондиционеров в административных и общественных зданиях показывает, что около половины установленных кондиционеров имеют неисправность ко второму году работы. Можно предположить, что к третьему-четвертому году эти кондиционеры выйдут из строя окончательно.
Можно сделать вывод о том, что кондиционеры нуждаются в регламентном обслуживании так же, как, например, автомобили.
Периодичность регламентного обслуживания должна составлять один-два в год.
В 2003 году корпорация Мицубиси Электрик стала первой компанией - изготовителем (а за ней пошли и остальные серьезные компании), которая ввела обязательное регламентное сервисное обслуживание для своего оборудования.
Заводская гарантия на кондиционеры составляет 3 года, однако через 24 месяца после установки покупатель должен вызвать сервисную службу компании, смонтировавшей кондиционер. Если этого не происходит, гарантия теряет силу.
Подобный подход к гарантийным обязательствам решает сразу две задачи: снижает риск возникновения неисправности в течение гарантийного срока и увеличивает срок службы кондиционера. Инициатива Мицубиси Электрик стала очередным шагом к формированию цивилизованного рынка сервисных услуг в России.