Вентиляция супермаркета
При вентиляции супермаркета техническое решение типовое: подача воздуха осуществляется сверху воздухораспределителями (например, ротационные диффузоры, веерные плафоны или коническими струями). Удаление воздуха происходит так же сверху через решетки.
Расчет воздухообмена для супермаркетов производится по тепло-воздушному балансу, проверяется по кратности с учетом норматива подачи свежего воздуха.
Проектирование отопления, вентиляции и кондиционирования супермаректов, магазинов регламентируются СНиП 2.04.05-91У.
Общие нормы вентиляции супермаркета
Что нужно знать прежде всего. Проект вентиляции магазина должен быть готов задолго до открытия, еще во время подготовки бизнес-плана. Почему это важно? Все просто – без грамотного и соответствующего нормам СНиП 2.08.02.89 проекта вам просто не дадут разрешение на открытие торгового зала.
Экономить на проекте не стоит ни в каком случае. На оборудовании – тоже нежелательно. Все это чревато частыми поломками и пристальным вниманием к торговой точке со стороны разных служб – пожарной, Роспотребнадзора и т.д.
Для подготовки проекта вентиляции нужны (как минимум) следующие данные:
- Размер помещения.
- Среднее количество посетителей, которые будут находиться в помещении одновременно.
- Наружный температурный режим (зима-лето).
- Среднее количество сотрудников.
- Характеристики дополнительного оборудования в помещении (особенно актуально для продуктовых магазинов с зоной «кулинарии» – горячим цехом).
- Тип и мощность ламп освещения.
- Тип калорифера (воздухонагревателя) – водяной или электрический.
- Положение магазина относительно сторон света.
- Характеристики противопожарной системы.
- Характеристики стен, перекрытий, окон, а также возможность установить вентиляционные проходы в области кровли.
Если речь идет о большом торговом центре, то надо учитывать, что на верхних этажах плотность потока людей меньше.
Тип вентиляции для современного магазина – с механическим побуждением. Естественная вентиляция, как система – дешевле. Но ее возможно применять только для помещений площадью менее 250 м2. Для более крупных магазинов подходит только принудительная вентиляция.
Стоит учитывать местоположение магазина. Если он находится в жилом здании, то недопустимо совмещение вентиляционной системы дома и торговой точки.
Если разбивать магазины по площади, то для каждого есть свои «классические» оптимальные варианты:
- Помещение менее 400 м2 – приточно-вытяжная вентиляция, электрический или водяной подогрев, система кондиционирования встроенная или установленная отдельно.
- Помещение магазина примерно 400 м2 – приточно-вытяжная вентиляция с рекуперацией. Рекуператоры позволяют сэкономить на обогреве помещения – они не допускают охлаждения воздуха.
- Помещение магазина более 400 м2 (торговые центры) – здесь актуальна установка нескольких приточно-вытяжных систем. Для того чтобы сделать систему экономичной, можно использовать чиллеры – охлаждающие устройства, способные отдавать тепловую энергию. Объем вытяжки должен быть компенсирован полностью.
Особенности
Вентиляция залов супермаркетов и магазинов является одной из обязательных и важных инженерных систем для любого объекта торговли. Необходимый воздухообмен в торговых и подсобных помещениях предусмотрен действующим законодательством и строительными нормами. Обеспечение качественной вентиляции в торговом центре или супермаркете – это ответственное мероприятие, от профессионального выполнения которого будет зависеть не только комфорт покупателей, но и посещаемость торгового заведения, а, следовательно, и его прибыль. Поэтому вентиляция торговых центров и залов супермаркетов настолько сегодня важна.
В большинстве случаев используется несколько стандартных схем вентиляции торговых центров, выбор которых зависит от специфики организации торговых площадей.
Вентиляция торговых центров, представляющих собой единый магазин или несколько небольших магазинов, обычно осуществляется с помощью приточно-вытяжных систем. Приток свежего воздуха осуществляется через наружные приточные решетки, проходит грубую и тонкую очистку и поступает в помещение по воздуховодам. Отработанный воздух удаляется из помещения с помощью вытяжных систем. Такая вентиляция магазина предусматривает использование сборных либо наборных вентиляционных установок.
Многофункциональные торговые центры требуют кардинально других решений. Объясняется это отличием требований к кратности воздухообмена в различных помещениях. Исходя из показателей проходимости торгового центра и количества работающего персонала, можно рассчитать приблизительный требуемый объем приточного воздуха и, соответственно, проектную мощность системы вентиляции магазина.
Какие параметры учитывают при проектировке промышленной системы?
В весенне-летний период должны быть показатели:
- температура внутри – 25 градусов тепла;
- влажность – 60 процентов;
Для достижения вышеуказанных условий следует использовать:
- промышленная вентиляция с системой центрального кондиционирования. Приточная снабжается охладительными секциями. Носитель может быть как водяной, так и фреоновый.
- промышленная вентиляция с системой раздельного кондиционирования. Агрегат нагнетает воздушный поток, соответствующий нормам для помещений без покупателей и оборудования, а доохлаждение осуществляется сплит-системами, которые монтируются в местах самых крупных тепловых поступлений.
Часто, расходы воздуха при промышленной вентиляции велики, а его нормальное распределение по объёму помещения проблематично, что вызывает большие капитальные вклады. Единственное экономическое решение в данной ситуации: монтаж параллельных вентиляционных систем, одна из которых станет естественной, что сведет её стоимость к минимуму. Прямой приток воздуха с улицы будет обеспечен, дополнительная активная система вентиляции и локальные точечные доводчики, создадут приемлемую температуру в зале.
Исходные данные для разработки вентиляции в супермаркете
В современных магазинах крайне важно грамотно организовать вентиляционные системы. Вентиляция в магазинах дает возможность создать максимально комфортные условия для эксплуатации помещений и для совершения покупок, потому грамотная вентиляционная сеть может крайне положительно сказаться на прибыли собственника магазина. Для создания грамотной вентиляции в магазине собственник или арендатор помещения должен будет заказать профессиональное проектирование коммуникации у профессиональных специалистов. Проектировщикам перед началом работ должен быть предоставлен список исходных данных для проектирования, вся информация, касающаяся особенностей магазина и требований заказчика к техническим характеристикам вентиляции.
Самым важным для проектирования вентиляции в магазине документом является техническое задание. Техзадание должно разрабатываться заказчиком проектирования, потому, если заказчиком выступает арендатор площади в торговом центре, ему необходимо будет предварительно согласовать ТЗ с собственником и только после этого передавать документ сотрудникам проектного предприятия. Грамотное техническое задание на разработку проекта искусственной вентиляции должно включать в себя следующие данные:
- Адрес магазина или торгового центра, в котором располагается магазин.
- Имя владельца объекта.
- Площадь и другие конструктивные особенности магазина, включая высоту потолков, материалы стен и пола.
- Технические характеристики облицовочных кровельных материалов.
- Режим эксплуатации магазина, число постоянных сотрудников, поток покупателей.
- Схема размещения стеллажей и других габаритных конструкций, способных негативно влиять на циркуляцию воздуха.
- Тип вентиляционной системы для магазина – местная или общеобменная вентиляция.
- Предпочтительные места для установки оборудования, входящего в состав системы вентиляции воздуха.
- Вид и принцип работы вентиляционной системы – приточно-вытяжная вентиляция, вытяжная или приточная система.
- Расположение, размеры оконных проемов, материалы окон.
Чтобы нанятые специалисты проектного предприятия могли создать для магазина функциональную и современную систему вентиляции воздуха, им также потребуются другие данные о магазине и здании, в котором магазин располагается. Важными для проектирования инженерных систем в магазинах документами считаются:
- Архитектурный план объекта, в котором располагается магазин заказчика. На плане должны указываться места размещения оконных проемов и входных дверей.
- Планы внутренних помещений магазина с указанием его общей площади, разбиением пространства на зоны и указанием мест установки стеллажей, конструкций и габаритного оборудования.
- Проект естественной вентиляции должен передаваться проектировщикам, если на этапах строительства на объекте была предусмотрена такая сеть.
Расчетные температуры воздуха
Расчетные температуры воздуха в супермаркетах для холодного периода года приведены в таблице:
№
п/п |
Помещения
|
Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С
|
Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений
|
|
приток
|
вытяжка
|
|||
1
|
Торговые залы магазинов площадью
400 м2 и менее: |
|
|
|
продовольственных
|
16
|
—
|
1
|
|
непродовольственных
|
16
|
—
|
1
|
|
2
|
Торговые залы магазинов площадью более 400 м2:
|
|
|
|
продовольственных
|
16
|
По расчету
|
|
|
непродовольственных
|
16
|
По расчету
|
|
|
3
|
Разрубочная
|
10
|
3
|
4
|
4
|
Разгрузочные помещения
|
10
|
По расчету
|
|
5
|
Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные
|
16
|
2
|
1
|
6
|
Кладовые (неохлаждаемые):
|
|
|
|
хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов,
|
16
|
—
|
0.5
|
|
овощей, солений, вина, пива, напитков;
|
8
|
—
|
1
|
|
обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов;
|
16
|
—
|
2
|
|
прочих товаров
|
16
|
|
0.5
|
|
7
|
Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении)
|
16
|
2
|
2
|
8
|
Гладильные
|
16
|
По расчету
|
|
9
|
Камеры для мусора (неотапливаемые)
|
—
|
—
|
1
|
10
|
Помещение для механизированого прессования бумажных отходов
|
16
|
—
|
1.5
|
11
|
Помещения для хранения:
|
|
|
|
упаковочных материалов и инвентаря
|
16
|
—
|
1
|
|
12
|
контейнеров обменного фонда
|
—
|
—
|
1
|
13
|
тары
|
8
|
—
|
1
|
14
|
уборочного инвентаря, моющих средств
|
16
|
—
|
1.5
|
15
|
Бельевая
|
18
|
—
|
0.5
|
16
|
Мастерские, лаборатории
|
18
|
2
|
3
|
17
|
Охлаждаемые камеры для содержания:
|
|
|
|
мяса, полуфабрикатов, гастрономии
|
0
|
—
|
—
|
|
рыбы
|
-2
|
—
|
—
|
|
овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков
|
4
|
4
|
4
|
|
мороженого, пельменей
|
-15
|
—
|
—
|
|
пищевых отходов
|
2
|
—
|
10
|
|
18
|
Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением
|
5
|
По расчету
|
|
19
|
Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением
|
5
|
2
|
3
|
20
|
Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ
|
18
|
—
|
1
|
21
|
Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи
|
16
|
—
|
1
|
22
|
Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала
|
16
|
—
|
50 м3/ч на унитаз
|
23
|
Душевые
|
25
|
—
|
5
|
24
|
Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах)
|
20
|
—
|
60 м3/ч на унитаз
|
25
|
Помещения приема и выдачи заказов
|
16
|
—
|
|
Видео: решение по вентиляции супермаркета