Вентиляция торгового центра
Наличие мощной приточно-вытяжной промышленной системы вентиляции и кондиционирования в торговом центре является обязательной инженерной конструкцией, которая должна соответствовать СНиП 2.04.05-91. Благодаря ее правильной работе создается микроклиматическая зона комфорта в торговых залах, несмотря на большое скопление людей. А вот комфорт, прежде всего, влияет на то, сколько времени человек пробудет в магазине.
Общие требования к вентиляционным системам крупных торговых площадок
Требования к вентиляции как в крупном торговом центре, так и в семейном супермаркете одинаковые. Она должна обеспечивать:
- Требуемый воздухообмен на всей площади магазина.
- Своевременный нагрев приточного воздуха или его охлаждение.
- Подачу очищенного от механических загрязнений воздуха.
- Комфортный микроклимат при раздаче приточных воздушных потоков.
- Не создавать шума.
- Иметь простое и доступное управление .
Чтобы организовать систему вентиляции, которая отвечает всем заявленным требованиям, нужно провести тщательные расчеты, провести анализ здания, учитывая его архитектурные, конструктивные и функциональные особенности.
Устройство вентиляции
Самым простым вариантом организации воздухообмена является установка вентиляционных каналов с вентиляторами, работающих на приток и вывод. Она также включает в себя вытяжки и приточные каналы, которые обеспечивают механическую циркуляцию воздуха в помещении. Однако в большинстве случаев, проект не ограничивается таким набором устройств и включает в себя также:
- воздушные фильтры в приточных и вытяжных каналах;
- система кондиционирования воздуха (теплообменники, нагреватели, тепловые завесы);
- увлажнители различного типа.
Клапаны, работающие на приток, устанавливают в нижней части помещения, а вытяжные отверстия — под потолком (труба при этом выводится над крышей). Такая технология обеспечивает естественную циркуляцию воздуха в помещении и основана на физическом законе, согласно которому тёплый воздух, становясь легче, поднимается.
В качестве устройств кондиционирования крупных помещений чаще всего использует систему чиллер-фанкойл, при которой теплоноситель циркулирует в системе и охлаждает воздух во всех комнатах. В небольших торговых точках устанавливают бытовые кондиционеры.
Нормы СНиП по установке систем воздухообмена:
- Если торговая точка находится в здании общего пользования (жилом доме, торговом центре, офисном здании и др.), она оборудуется отдельной принудительной системой вентиляции.
- Трубы вытяжки выводятся через крышу не менее, чем на 100 см над поверхностью кровли.
- Приточные клапаны естественного побуждения размещают не ниже 20 см от поверхности земли. Установка ведётся в местах наименьшего загрязнения (как можно дальше от мусоропроводов, проезжей части, парковочных мест). Клапаны должны быть оборудованы фильтрами и подогревом.
- Отдельными приточно-вытяжными установками оборудуются холодильные камеры для хранения овощей, фруктов и скоропортящихся продуктов, фасовочные помещения и мойки.
Особенности проектировки систем вентиляции
Создание проекта вентиляции и отопления – важнейший этап работ, который выполняется еще до начала закладки фундамента здания. Для того чтобы в помещении торгового комплекса было комфортно как персоналу так и посетителям при разработке проектной документации следует учесть что:
- Воздухообмен для каждого посетителя торгового зала должен быть не менее чем 20 куб.м., а для персонала не меньше 60 куб.м. за один час.
- Если на одной продовольственной площадке расположены продовольственный и непродовольственный отделы то они должны быть изолированы друг от друга и обеспечены разными вентиляционными системами.
- При проектировании системы вентиляции необходимо особое внимание уделить персоналу, который находится в помещении большую часть дня. При недостаточно качественном прогреве воздух в зимнее время сотрудники торгового комплекса могут начать болеть, что приведет к возникновению множества проблем.
Создание проекта вентиляционной системы для общественного здания
Для того чтобы создать проект вентиляционной системы которая будет полностью справляться со своими функциями специалистам прежде всего необходимо получить точные сведения о:
- Площади всех помещений в здании и их функциональное назначение.
- Этажности постройки и ее расположение относительно сторон света.
- Архитектурную сложность здания.
- Характеристики стройматериалов, которые были использованы для возведения и отделки объекта.
- Точные данные об ожидаемом количестве посетителей в течение суток.
- Особые пожелания заказчика.
После получения точной информации и характеристиках объекта специалисты приступают к созданию схемы прокладки основных воздуховодов для подачи и выведения воздуха. Завершающим этапом проектирования является выбор основных агрегатов, которые будут использоваться для охлаждения, нагрева, фильтрации, подачи и выведения воздушных масс.
Любая установка вентиляции торгового зала и вспомогательных систем должна начинаться с разработки проекта при учете следующих данных:
- план каждого этажа здания, со всеми функциональными зонами;
- местоположение здания по отношению к сторонам света;
- источники теплоносителя;
- информацию о строительных материалах и вспомогательных элементах, используемых при возведении здания;
- пример предполагаемой нагрузки на каждый этаж, режим и степень посещаемости.
Проектирование оговаривается и утверждается сначала с архитектором, затем с дизайнером, при этом учитываются все нюансы и исключительные особенности постройки. На завершающем этапе проект содержит подробный план воздухопроводной системы, ее характеристика, перечень оборудования и требуемых работ по его установке. Это изначально поможет определить предполагаемую стоимость.
Вентиляция торгового центра, расположенного на 1-м этаже сооружения, проектируется с использованием автономного кондиционирования и вентиляции, не зависящего от системы вентиляции всего здания. Вычислив объем тепла, что исходит от потока посетителей, торговой техники и солнечного излучения, возможно сделать расчеты кратности воздухообмена в торговых залах магазина.
Схемы вентиляции торговых центров
Все большие торговые помещения условно делятся на однообъемные супермаркеты (магазины-склады) и многофункциональные торговые комплексы, многоэтажные с разделением на зоны торговли и развлечений. Мы рассмотрим только схемы вентиляции торговых комплексов с большим количеством отдельных помещений.
Конкретную схему построения системы вентиляции торгового центра проектировщики выбирают, исходя из фактических условий. Чаще всего в торговых центрах системы вентиляции, отопления и кондиционирования объединяются в одну систему. Это позволяет использовать общую сеть воздуховодов и оперативно реагировать на изменение температуры. В качестве оборудования для вентиляции в торговых комплексах чаще всего используются центральные кондиционеры.
Вот пример системы вентиляции и кондиционирования торгового центра, базирующейся на центральном кондиционере с утилизацией тепла вытяжного воздуха.
Секция вытяжного вентилятора включена в состав центрального кондиционера. В нем же имеется и система утилизации тепла из вытяжного воздуха. Охлаждение воздуха производится с помощью хладагента, поступающего из установленного на крыше чиллера. В систему также входят:
- насосная станция, перекачивающая хладоноситель между чиллером и теплообменником кондиционера;
- перекрестно-точный теплообменник, утилизирующий тепло вытяжного воздуха.
Центральный кондиционер устанавливается в техническом помещении здания, а чиллер и насосная станция – на крыше здания. Работа оборудования контролируется системой автоматики и диспетчеризации. С ее помощью можно устанавливать параметры работы системы вентиляции на определенные временные интервалы, контролировать объем и температуру подаваемого в помещения воздуха, контролировать загрязнение фильтров и защищать оборудование от перегрузок.
В последнее время все чаще используются комбинированные схемы вентиляции и кондиционирования. В их состав входят:
- приточная вентиляционная установка с теплообменником для охлаждения воздуха;
- чиллер;
- фанкойлы.
По помещениям торгового центра разводятся воздуховоды от вентиляционной установки. Воздуховоды заканчиваются фанкойлами – теплообменниками с централизованным подводом тепло- или хладагента, через которые продувается воздух от вентиляционной установки. Количество подаваемого хладагента регулируется индивидуально на каждом фанкойле. Холодная вода к фанкойлам и теплообменнику вентиляционной установки подается от чиллера, установленного на крыше.
Такая схема позволяет регулировать температуру индивидуально для каждого помещения торгового центра. Если использовать четырех-трубные фанкойлы, то даже появляется возможность одновременно в разных помещениях вести и охлаждение и обогрев. Фанкойлы удобно прячутся за подвесным потолком и абсолютно не портят интерьер помещений торгового центра.
Управление в автоматическом режиме
Для того, чтобы централизованно контролировать систему вентиляции, производится дополнительная автоматизация. Составляющие помогают управлять всеми сопутствующими оборудованиями.
Благодаря этому, есть возможность регулировки объема и температуры приходящего воздушного потока, установки режима работы на заданный промежуток времени, контроля стадии загрязнения фильтров.
На сегодняшний день востребована интеллектуальная автоматика, состоящая из датчиков и микроконтроллера. Такие датчики используются для анализирования содержимых СН и СО в воздухе, определения температуры и числа посетителей. Благодаря полученным сведениям, конструкция может рассчитать и задать мощность работы вентиляторов, а также секций по нагреву и охлаждению.
Воздушные тепловые завесы
Очень часто вентиляция в магазине дополняется механизмами воздушных тепловых завес, которые располагаются у входа. Они необходимы в том случае, когда количество людей, ежедневно проходящий через вход, превышает 2500 чел. Также такие завесы монтируются в случаях, если рабочие места расположены около входа и сотрудники находятся там целый день.
Устанавливают завесы в погрузочно-разгрузочных и входных зонах. Для магазина продовольственного типа определен стандарт в 1500 м², непродовольственные магазины — 2500 м².
Готовые решения по вентиляции торговых залов:
- Магазин-склад. Для обеспечения необходимой подвижности воздуха в данном случае будет достаточно установить крышные промышленные кондиционеры. В таком случае отпадет необходимость в обустройстве вытяжных каналов, а вентиляционные шахты для распределения поступающего воздуха будут иметь простую схему без лишних разветвлений. Для подогрева воздуха до комфортной температуры в состав системы можно включить несколько калориферов и устройства рекуперации.
- Торговый центр. Для того чтобы обеспечить необходимый микроклимат в отдельных помещениях торгового центра целесообразней всего использовать центральный кондиционер. Такой агрегат может одновременно обслуживать большое количество помещений и обеспечивать как нагрев, так и охлаждение воздуха. Центральные кондиционеры используются совместно с системой чиллер-фанкойл, которая устанавливается на крыше обслуживаемого здания. Применение такой системы позволяет выставлять температурный режим индивидуально для каждого помещения кроме того в центральном кондиционере с чиллером-фанкойлом нет ограничений по протяженности трубопровода и перепада его высот.