Вентиляция для магазинов
Требования к системам вентиляции магазинов
Система вентиляции торгового комплекса должна служить для следующих целей:
- Очистка воздуха от механических загрязнений;
- Обеспечение требуемого воздухообмена в помещении;
- Нагрев или охлаждение подаваемого в помещение воздуха;
- Комфортная раздача воздуха в помещениях.
Кроме этого, система не должна создавать проблем обслуживающему персоналу, быть удобной в обслуживании, легко поддаваться регулировкам и не создавать большого шума.
Проектирование вентиляции магазинов и торговых центров
Вентиляцию и аварийную противодымную вентиляцию магазинов, торговых центров и супермаркетов следует проектировать в соответствии со СНиП.
- При размещении в здании нескольких магазинов для каждого из них следует проектировать отдельные ветви системы вентиляции.
- В продовольственных и непродовольственных магазинах торговой площадью до 400м2 допускается проектировать вентиляции с естественным побуждением.
- В помещениях магазинов торговой площадью 400м2 и более, оборудованных вентиляцией с механическим побуждением, объем вытяжки должен быть полностью компенсирован.
- В том случае, если проектируется вентиляция торговых центров, имеющих торговые площади в 3500м2 и более, обязательно в систему включается установка для кондиционирования воздуха. Эти требования действительны для магазинов, расположенных в средней полосе. В том случае, если торговый комплекс строится в южных областях, кондиционирование воздуха следует предусмотреть в том случае, если торговый зал занимает более 1000 квадратов.
- Количество людей, которые находятся в торговых помещениях можно определить по технологическому заданию или по площади торгового зала, занимаемой одним человеком, а именно:
6м2 на 1 чел. - для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;
5м2 на 1 чел. - для других непродовольственных магазинов, а также для продовольственных магазинов.
- Количество рабочих мест кассиров в магазинах самообслуживания принимается исходя из расчета:
в магазинах, торгующих продуктами питания, один кассир приходится на 100 м²;
в непродовольственных магазинах один кассир приходится на 160 м².
- На одного покупателя принятая норма подачи воздуха – 20 м³/ч, а на одного работника – 60 м³/ч.
- При ориентации на юг, восток и юго-восток остекленных проемов торговых залов и служебных помещений магазинов допускается предусматривать установку оконных или комнатных кондиционеров.
- В торговых залах магазинов, кроме торговых залов с химическими, синтетическими или пахучими веществами и горючими жидкостями, допускается применять рециркуляцию воздуха.
- Системы вентиляции магазинов, встроенно-пристроенных, встроенных в жилые здания, а также в здания иного назначения или пристроенных к ним не допускается объединять с системами вентиляции этих зданий.
- В помещениях кладовых следует, как правило, предусматривать естественную систему вентиляции с самостоятельными каналами.
- Допускается подсоединение системы вытяжной вентиляции кладовых к общеобменной системе механической вентиляции подсобных помещений при условии установки огнезадерживающих клапанов.
Не стоит забывать:
- На верхних этажах ниже посещаемость, чем на первом, поэтому необходимо учитывать меньшую плотность посетителей
- Для привлечения покупателей на верхних этажах размещают рестораны и закусочные, что создает определенные трудности по вентиляции и отводу отработанного воздуха
Для выполнения проекта вентиляции магазина необходимы следующие исходные данные:
- Характеристики производственного процесса в производственных помещениях (пекарня, кухни): тип и количество производственного оборудования; тепло, пыле, газо и влаго выделения от технологических процессов
- Тип, мощность и количество ламп искусственного освещения.
- Технические условия на подключение к смежным инженерным системам (электроснабжению и теплоснабжению).
- Тип воздухонагревателя - водяной или электрический.
- Требуется ли охлаждение приточного воздуха летом.
- Расчетное количество посетителей и служащих в магазине.
- Ориентация магазина, (торгового центра) по сторонам света.
- Тип, состав и характеристики окон, стен.
- Наличие и тип конструктивных элементов здания: колонн, балок и ригелей.
- Предполагаемые места забора и выброса воздуха, размещения вентиляционного оборудования.
- Возможность использования кровли для узлов прохода системы вентиляции.
- Противопожарные решения в здании магазина, торгового центра.
В основном торговые центры оснащаются центральными кондиционерами модульного типа. При этом состав модулей кондиционера выбирается согласно потребностям конкретного помещения.
- Небольшой магазин до 400 м2 - самое простое и бюджетное решение - приточно-вытяжная вентиляция с электирческим или водяным подогревом. Система кондиционирования может быть установлена отдельно.
- Торговое помещение, ТЦ площадью приближенной к значению 400м2 - возможно применение приточно-вытяжной системы вентиляции с рекуперациекй тепла, которая позволяет подогревать подаваемый воздух, а также: экономит до 80% электроэнергии, имеет минимальную вероятность поломки оборудования, проста в монтаже и обслуживании. Можно предусмотреть и секцию со встроенным охлаждением - центрального кондиционирования, (в том случае, если это единое помещение, не разбитое на зоны, и нагрузка по посещению людей распределена равномерно).
- Торговый центр с площадью свыше 400м2 - в подобных помещениях устанавливается несколько приточно-вытяжных систем, которые лучше всего применять вместе с чиллером для экономии электроэнергии, повышения надежности системы, простоты монтажа и эксплуатации